1 ноября 1931 г. Госплан РСФСР утвердил предложение Ивановского облплана об открытии льновтуза в Костроме. Город тогда административно входил в состав Ивановской области. 26 июля 1932 г. Нарком лёгкой промышленности назначил директором Костромского текстильного института 34-летнего Валентина Григорьевича Боброва, работавшего до этого заведующим лубяным отделением Московского текстильного института. На тот момент он имел лишь среднее техническое образование.
Открыть вуз в районном городе с населением порядка 80 тысяч человек было шагом достаточно смелым и рискованным. Перед молодым руководителем с первого дня возникли три основные проблемы:
• размещение вуза и его учебно-производственной базы;
• набор студентов;
• создание коллектива высокопрофессиональных преподавательских кадров.
«Трудно, очень трудно было!- вспоминал начальник учебной части Н.И. Удалов,- Костромские власти, правда, отдали лучшее учебное здание, единственное в городе, которое имело водопровод и канализацию, да два бывших «архирейских» дома под общежития, и ... это всё!». В качестве транспорта выделили одну лошадь.
Кто же должен был учиться в Костромском текстильном институте? Именно набор студентов стал самым важным вопросом. Одним из главных условий при организации льновтуза был предполагаемый перевод в Кострому всех групп льнянщиков, кроме 4-5 курсов из ИвТИ, МТИ, ЛТИ, Киева с кадрами преподавателей и материально-технической базой. К сожалению, этот пункт не был выполнен, так как желающих переезжать не нашлось. Конкурировать с центральными вузами Кострома не могла. Не было базы. Одной Волги-матушки да четырёх льнофабрик для «заманки» было мало. Поступило указание сверху о том, что КТИ должен укрепиться, встав на ноги самостоятельно.
Набор в институт проходил за счёт выпускников средних школ, текстильных техникумов гродов Костромы и Вязников, учащихся рабфаков и подготовительных курсов. Качество знаний первых студентов было «ниже, чем среднее». Для многих из них организовывали «нулевой» семестр, так как алгебру знали только до квадратных уравнений, тригонометрию «не проходили». В виду слабой грамотности приходилось планировать несколько занятий по русскому языку. Первый год вступительные экзамены не проводились, проверка знаний абитуриентов осуществлялась методом собеседования. При этом обращалось серьёзное внимание на их классовый отбор.
Первые полгода в институте работали в основном преподаватели текстильного и индустриального техникумов: политэкономии - М.И. Тоняев, высшей математики - доцент Н.Н. Михеев, химии - Н.А. Куприянов, английского языка - Ф.Я. Госкинс, немецкого - Н.А. Живилов. Это были достойные люди, хорошо владевшие своим предметом, однако с недостаточным методическим, педагогическим и научным опытом работы в высшей школе. Затем появились молодые выпускники различных вузов. Необходимые кадры на уровне доцентов и профессоров пришлось искать руководству института на стороне. Многие из них приобрели опыт работы в прославленных вузах, который помог им создать в КТИ атмосферу высокого интеллекта, порядочности и ответственности. Кафедру прикладной механики КТИ возглавил профессор Николай Иванович Иванов, прошедший школу МВТУ. Его учебник по сопромату выдержал 11 изданий. В 1934 г. кафедру математики возглавил профессор Александр Сергеевич Турчанинов, выпускник Одесского университета, свободно владевший тремя иностранными языками. На кафедру физики пришёл выпускник МГУ Даниил Алексеевич Орехов, кафедру энергетики возглавил инженер Иван Хрисанович Колычев, а спортивную работу Герман Арсеньевич Орлов. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Ряд высококвалифицированных преподавателей в период репрессий были лишены права жить и работать в столичных городах и приехали в Кострому. Руководителем кафедры прядения стал профессор Н.М. Чиликин, на кафедре физики работал крупный учёный Е.Ф. Бахметев, на кафедре высшей математики Н.А. Воскресенский.
Основанию кафедры первичной обработки лубяных волокон институт обязан репрессированному профессору Анатолию Николаевичу Сивцову.
Институт открыт 15 октября 1932 г. В первый год на дневном и вечернем отделении обучалось около 200 студентов. Через пять лет диплом об окончании получили лишь 72 человека. Из-за недостаточного количества студентов и уровня их подготовки в 1933 г. была предпринята попытка закрыть его, а в 1934 г. объединить с ИвТИ. Каждый раз на его защиту вступал первый секретарь Ивановского обкома ВКП(б) Иван Петрович Носов. Ему удалось убедить Наркомат, что потенциальные возможности КТИ достаточно высоки, и лимитированы лишь краткостью срока существования как втуза. История подтвердила его оценку.
В 1935 г. произошла смена директора. В.Г. Бобров был отозван в Москву, где продолжил обучение в промакадемии им. Молотова. На его место прибыл выпускник Ивановской академии Сергей Сергеевич Полковников, получивший назначение одновременно с вручением ему диплома об окончании вуза. К этому времени Костромской текстильный институт завоевал право на жизнь. В нём постепенно оформились черты, ставшие характерными именно для данного вуза:
• непосредственная связь с производством, с предприятиями текстильной промышленности, для которых и готовились инженерные кадры;
• среди студентов был большой процент молодёжи из рабочей среды, и они в большинстве своём оставались работать по специальности;
• текстильный институт - первое высшее учебное заведение Костромы стал городским центром науки и культуры.
В становлении института сыграли свою роль традиции лучших научных школ ведущих вузов России, которые перенесли в КТИ их выпускники, прежде всего из столичных вузов: из Московского текстильного института - Г.И. Арефьев, А.С. Занятнов, И.К. Слуцков, П.П. Сосновкин, И.И. Фейман, из МВТУ- Н.И. Киселёв, из Московского института инженеров железнодорожного транспорта - М.И. Худых, П.С. Шапиро. Большая группа преподавателей прибыла из Ленинградских вузов: З.А. Вейнберг, Ю.С. Залкинд, Д.Е. Кабашов, А.Б. Кузьминский, А.Ф. Лютц, Л.Г. Ляднов, И.М, Фальковский, Р.А. Шафиров и др. Молодые учёные В.Н. Аносов, А.В. Второв, И.К. Ляшенков, Г.А. Капырин, А.П. Савин, П.П. Толченников, Н.И. Удалов, А.П. Чащин, Н.П. Чижов, В.В. Андрианов, А.П. Басилов представляли инженерную школу Ивановского политехнического института. А.Н. Сивцов был выпускником Киевского, а И.А. Денисов - Донского политехнического институтов.
Пройдёт несколько лет и молодые преподаватели приобретут достаточный опыт учебной и научной работы. В довоенные годы некоторые успешно защитят кандидатские диссертации, в том числе: И.А. Денисов, В.Н. Аносов, М.А. Соболев, П.П. Трыков и др. В соответствии с программами появятся первые собственные учебники своих авторов. В 1939 г. институт получил право на аспирантуру и в первый год в ней занимались 15 аспирантов - выпускников вуза.
В довоенные годы было положено начало формирования научной школы по «методам исследования и расчёта исполнительных органов текстильных машин», которую возглавил В.Н. Аносов. М.И. Худых заложил прочные основы новой научной школы в области надёжности, долговечности, эксплуатации и ремонта текстильных машин. Под руководством А.Н. Сивцова закладывались основы научной школы по проблемам первичной обработки лубяных волокон. П.П. Трыков вплотную работал над новыми методами прядения, ещё не известными в мировой практике.
Особой заботой в тревожные предвоенные годы была военная и спортивная подготовка студентов. Институт получил в распоряжение спортивно-оздоровительный лагерь, где студенты сдавали военно-спортивные нормативы и укрепляли здоровье. Коллектив спортсменов неизменно занимал ведущие позиции в городе.
Руководство института осознавало, что задача вуза - не только дать знания студенту по выбранной профессии, но и подготовить всесторонне развитую личность, настоящего специалиста с высшим образованием. В институте работали драматический, хоровой, хореографический коллективы, джазовый, духовой, струнный оркестры. Институт стал центром культурной жизни города. Особой известностью в городе пользовался джаз-оркестр, который за три предвоенных года дал более 170 концертов, дважды занимал первое место на Ярославской областной олимпиаде художественной самодеятельности, а в 1941 г. на Всесоюзной олимпиаде втузов получил первую премию и право обслуживать ВДНХ.
В 1937 г. институт провёл первый выпуск специалистов, а всего за предвоенные годы народное хозяйство получило от института 568 инженеров. Вуз утвердился окончательно.
К 1941 г. институт располагал по тому времени современной учебной и производственной базой. Закончено строительство первой очереди общежития № 5 (угол ул. Дзержинского и ул. Овражной), куда в 1940 г. были вселены 250 студентов и где получили 9 квартир преподаватели института.
Начавшаяся война круто изменила жизнь, перестроила ориентиры студентов и преподавателей. Большая часть физически здоровых людей отправилась на фронт. Их общее число, включая студентов, сотрудников и преподавателей составило 364 человека, в их числе, более 30 девушек. 200 студентов немедленно выехали в Ленинградскую область на строительство оборонительных рубежей, около сотни встали за станки фабрик, заводов, сменив ушедших на фронт. Две стрелковые роты Ярославской коммунистической дивизии были полностью сформированы из студентов-добровольцев нашего вуза.
На третий день войны пришлось освободить основное учебное здание, где позднее разместились четыре военных госпиталя. В последующие годы институт трижды менял место дислокации. В связи с войной и большим отрывом студентов учебный год начался лишь 15 января 1942 г. В качестве аудиторий использовали цеха предприятий, комнаты общежитий, подсобные помещения. И в процессе учёбы студенты, преподаватели часто привлекались на заготовку дров, торфа, строительство железной дороги до Галича, аэродрома в Костроме, сооружение оборонительных рубежей по берегу Волги. Студенты и сотрудники института участвовали в разгрузке вагонов и отправке военных грузов, уборке урожая на селе, шили и чинили обмундирование, бельё, много других дел. Они готовили посылки на фронт, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, писали им письма на Родину и т.д.
Экономическая обстановка потребовала пересмотра учебных программ в сторону сокращения сроков обучения. С этой целью учебный год удлинялся на 5 недель, увеличилась на 1 час дневная нагрузка, сократилось время на производственную практику и в итоге время обучения в институте уменьшилось с 5 лет до 3 лет и 4 месяцев. Работа коллектива вуза получила достойную оценку со стороны наркомата. Институту было вручено Знамя Наркомата лёгкой промышленности «За помощь фронту и лучшие показатели во Всесоюзном соревновании текстильных вузов страны (1942 г.)». Институт получил Первую денежную премию. Несмотря на трудную обстановку вуз продолжал работать и за годы войны выпустил 221 инженера для народного хозяйства страны.
Оставшиеся учёные не прекращали научную работу по своему плану, дополнительно включив оборонные темы, из которых более 20 законченных работ были переданы военным учреждениям. Доцент кафедры химии 3. Вейнберг обратилась к председателю комитета обороны Ярославской области Н.С. Патоличеву (куда входила Кострома) с предложением об использовании отходов льняных предприятий для выработки пироксилина, заменяя дефицитный хлопок. Ею был разработан и весь технологический процесс его получения. Доцент М.И. Худых участвовал в эксперименте по заданию Наркомата по использованию сухого торфа при плавках чугуна вместо каменноугольного кокса и литейного антрацита. В военные годы остро встал вопрос использования местного сырья, экономии энергии, дефицитных материалов и в первую очередь цветных металлов и пищевых продуктов.
Группа наших учёных в составе: профессора А.Н. Сивцова, доцентов В.Н. Аносова, Н.И. Гречухина, С.М. Каюкова и М.А. Соболева решила проблему брикетирования отходов льна, что позволило сэкономить по стране сотни тысяч кубометров дефицитного топлива. Профессор А.Н. Сивцов и М.А. Соболев разработали метод получения из льняных отходов пектинового клея, который позволил заменить на 50% пищевой крахмал, используемый при шлихтовании. Заведующий кафедрой теплотехники С.М. Каюков работал по переводу котельных города на местное топливо. Он предложил более десяти вариантов их реконструкции, и они были претворены в жизнь. Доцент П.П. Трыков изобрёл новый метод получения угарной пряжи из коротких волокон. В эти годы он получил новый вид текстильного сырья - многослойную пряжу. Предложение доцента Н.Д. Хомуцкого по реконструкции сушилки на фанерном комбинате г. Костромы, позволило увеличить производительность в 3 раза при одновременном сокращении расхода энергии.
В декабре 1944 г. институт переехал в здание, которое является главным корпусом по настоящее время. Контингент студентов в 1945 г. составлял 430 человек. На тот момент занятия вели 52 преподавателя, в том числе 4 профессора и 16 доцентов и кандидатов наук.
С фронта не вернулись 122 человека. В их числе заместитель директора по учебной работе П.П. Сосновкин, Н.П. Чижов, В.И. Куликов, В.А. Неронов, И.В. Алексеев, секретарь партийной организации вуза Ф.Г. Голубев, секретарь комсомольской организации А.П. Касаткин, председатель студенческого профкома И.Я. Сонин и многие другие.
Похожие учебные заведения
Проблема с подбором?
Мы проконсультируем, какие формат и направления
вам подходят, подскажем полезные курсы
Свяжитесь с нами
Данное учебное заведение представлено в следующих разделах: